Реальные отличия

Миссия и основополагающая идея – вывод компаний на новый уровень развития, включая оздоровление или спасение бизнеса заемщиков и просто компаний без заметной долговой нагрузки, попавших в трудное финансовое и/или операционное состояние за счет отсутствия стратегии или совершения не до конца обдуманных стратегических действий и инвестиций, а, также, за счет неумения создать или удерживать систему управления, позволяющую им активно расти, действий поставивших компании на грани банкротства. Обязательным условием спасения является выплата банкам или кредиторам максимума из того, что они могут получить в сложившейся ситуации и после конструктивных изменений в определенном временном периоде.

Не консалтинг. Ежедневная работа “руками” под результат.

Банки

Несмотря на большое количество процедур, банки пока не знают и не умеют отслеживать должным образом точки перехода бизнеса заемщика к состоянию неплатежеспособности и нежизнеспособности. Банки редко когда хотят знать как на самом деле чувствуют себя заемщики и обычно, непроизвольно, в силу разного рода процедур, делают, то, что ухудшает ситуацию заемщика. Когда наступает кризис, они повышают ставки и ухудшают условия работы, когда на самом деле бизнес заемщика уже не может существовать при новых условиях. Вместо того, чтобы внимательно и правильно вникнуть в суть и детали бизнеса заемщика в моменте, и принять непопулярные, но правильные меры, тем самым обезопасив самих себя в первую очередь, они значительно ухудшают его финансовое состояние, что обычно ведет к дефолту заемщика. Учитывая то, что выдачей кредитов в банках занимаются люди, умеющие считать цифры, но, не очень понимающие суть бизнеса заемщика, дефолт обычно гарантирован заемщику. Дефолт заемщика ведет к большим потерям для самого банка. В большинстве случаев залоги оцениваются в отрыве от реальности в силу разного рода причин, и рыночная стоимость залогов часто оказывается от 20 до 30% от суммы тела кредита или даже меньше. Часто залоги, вообще, неликвидные, несмотря, на внешнюю привлекательность.

Важно понимать, что живой бизнес стоит в разы больше остановившегося, и банкам стоит очень внимательно следить за тем, чтобы заемщик не начал проедать оборотный капитал и с момента возникновения проблемы имел хотя бы 4-6 месяцев на обеспечение своей жизнедеятельности с тем чтобы успеть привлечь стороннего инвестора и одновременно провести процесс реструктуризации задолженности и договориться со всеми банками-кредиторами. Практически ни один банк не оценивает бизнес заемщика как инвестиционный банк, хотя жизнь в новых реалиях давно уже этого требует. В 99% банках данная система не работает, хотя, иногда встречается или на бумаге кое-что прописано

В банках нет ни четкой системы по возврату максимума от проблемных клиентов, ни должной мотивации персонала, ни полномочий, ни соответствующей структуры по решению проблем, ни должной степени скорости принятия решений. Банку гораздо проще и понятнее процедура банкротства, чем спасения. Несмотря на наличие почти во всех банках отделов по реструктуризации, отделов по работе с предпроблемными и проблемными активами вся банковская система настроена на банкротство, хотя банкротство заемщиков уже позволить себе не может. Жизнь в новых реалиях требует от банков серьезной перестройки модели самого бизнеса, бизнес процессов, организационной структуры и системы полномочий и ответственности. Банкам стоит все чаще проводить стресс тесты самих бизнес процессов и времени на решение конкретных задач, а, также, иметь стороннее мнение о реальном качестве кредитного портфеля.

Для снижения количества проблемных кредитов банкам в первую очередь стоит сфокусироваться на следующих основных вещах:

1. Устранить ненужные бизнес процессы, тем самым повысив скорость и качество принимаемых решений

2. Назначить круг лиц для решения вопросов по бизнесу заёмщика, при этом необходимо убедиться в том, что люди очень хорошо понимают суть и нюансы бизнеса заемщика

3. Найти форму получения стороннего неконсалтингового независимого заключения о реальном качестве кредитного портфеля

Каким образом понять реальное, а не бумажное положение дел заемщика?

Наша компания разработала и проверила на многочисленной практике альтернативный, дополняющий традиционные модели скоринга и анализа, метод получения реальной информации. В основе, в первую очередь, лежит анализ заемщика как живого организма со всеми его сильными и слабыми сторонами. Он состоит как из анализа организационной структуры заемщика, персоналий менеджмента и акционера, способов взаимодействия и принятия решений внутри компании, финансовых и бизнес нюансов, выявления реальной сути бизнеса заемщика, его уникального предложения на рынке, способов управления компанией, системы создания ценности для клиентов, понимания сути бизнеса, бизнес отношений и того, на чем именно держится бизнес заемщика и, при каких обстоятельствах он может перестать существовать. В анализ, конечно, входит из финансовая проверка заемщика, но, она построена, по другому, отличному от традиционного формата анализу и не воспринимается заемщиком как аудит.

В отличие от традиционного скоринга, основанного больше на анализе документов от клиента, результаты данного анализа почти невозможно подделать или скрыть положение дел. По времени данный анализ занимает примерно столько же времени, сколько и традиционный анализ заемщика. Более того, данные инструменты приносят пользу и самому заемщику, который часто просто не знает истинное положение дел в своей компании. Внедрение данных инструментов позволит банкам не только заранее полноценно предвидеть риски, не доводя ситуацию до начисления резервов, но, и, при полноценном анализе всего кредитного портфеля банка, может спасти банк от банкротства. Незнание или неглубокое понимание данных вопросов часто приводит к просрочке заемщиков и дальнейшему банкротству. Учитывая то, что банки не имеют отлаженных своевременных инструментов и выстроенной системы восстановления платежеспособности заемщиков, возникает явная необходимость введения новых инструментов анализа заемщика. Некоторые ее элементы можно посмотреть в разделе Статьи.

Компании

Компании, в силу отсутствия опыта общения с банками, часто платят проценты даже когда они уже несут убытки, обычно из оборотных средств, и, в результате, их деятельность, полностью парализуется, нанося тем самым и банкам и им самим непоправимый ущерб. Они не знают или просто не понимают и не видят тот момент, когда надо прийти в банк и рассказать всю ситуацию, тем самым давая своевременный шанс на спасение себе и помогая самому банку уменьшить его потенциальные потери. Банки крайне редко дают новые деньги в уже проблемный бизнес. Максимум, что можно ожидать от банка – это реструктуризация задолженности, снижение процентной ставки, лонгирование, заморозка выплаты тела кредита на какой-то период и, в исключительных случаях, каникул по самим процентам. В области санации проблемных заемщиков банк может высвободить что-то из под залога, в исключительных случаях продать залог, вернуть часть денег и пустить небольшую часть в оборотный капитал проблемного заемщика, но, даже это случается очень редко. В лучшем случае, банки продают долги с дисконтом новому инвестору, покупающему бизнес заемщика, однако, учитывая то, что банки работают очень медленно, то, обычно инвестор просто не успевает зайти в живой бизнес, бизнес умирает и большая часть потенциальных возможностей просто теряется на пустом месте.

Компаниям, попавших в сложную ситуацию следует крайне тщательно следить за тем, чтобы они не начали “проедать“ оборотный капитал. Это равносильно началу бесповоротного конца. Редко когда за период в несколько месяцев удается найти инвестора, готового на бридж финансирование, которое пойдет на поддержание оборотного капитала проблемной компании. На поиск обычно уходит от 3 до 6 месяцев, не меньше. Учитывая то, что практически ни один инвестор не зайдет в компанию без понятной прозрачной консолидированной управленческой отчетности, а, также нормальной простой и понятной панели управления компании, основанной на ценность-создающих параметрах, отслеживаемых еженедельно, важно закладывать время на приведение компании в порядок. Обычно процесс занимает не менее 3 месяцев при полной поддержке акционеров компании. В остатке, у компании должно быть не менее 6-9 месяцев запаса времени с момента первой, желательно потенциальной, просрочки.

При возникновении ситуации потенциальной просрочки по выплате процентов или тела кредита компании необходимо срочно начать переговоры с банками. Обычно этого не происходит и компании надеются на собственные силы и чудо, что значительно осложняет их ситуацию, так, как чуда практически никогда не происходит и самолечение редко когда проводит к решению проблемы.

Другой особенностью работы нашей компании является то, что, с момента начала работы (после решения начать проект по результатам диагностики) мы выполняем то, что ни консультанты, ни аудиторы делать не могут, в первую очередь, потому, они не имеют многолетний опыт управления компаниями в реальном секторе. Мы совместно с акционерами и руководством компании проводим ряд мер, необходимых для того, чтобы компания стала понятна, прозрачна, а, главное, реально управляема для потенциальных инвесторов. Данная работа в первую очередь состоит из того, чтобы привести акционера и руководство к пониманию важности и срочности необходимых мер, а, также, изменений в себе тоже. Далее, за короткий, но сложный период времени, мы преодолеваем сопротивление всех, кто мешает или не поддерживает изменения. Для проведения данных мер нужен опыт в проведении изменений, а, это, возможно, только при наличии большого количества проведенных проектов подобного плана. Внедрение на бумаге и внедрение в жизни — две совершенно разные вещи, и отсутствие подобного опыта может сделать даже простые вещи, как внедрение ценность-создающей панели управления, совершенно невозможным. Обычно, именно, на подобных вещах, как, впрочем, и на неспособности управлять и повести коллектив, и “горит” большинство консультантов.

За один или два месяца мы приводим компанию к состоянию, когда из неудобоваримого закрытого ящика компания становится пригодной для анализа и встреч с инвесторами. Данная работа включает в себя гораздо больше чем составление консолидированной управленческой отчетности и презентаций для инвесторов. Данные два типа работ составляют не более 20% всего проделываемого нами объема работ. В лучшем варианте, компания за один или два месяца действительно начинает жить по новому, по понятному для инвестора и банков сценарию.

Мы четко и понятно отслеживаем точку невозврата к состоянию жизнеспособности и правильным образом коммуницируем ее как банку, так и самой компании. Мы выполняем весь спектр работ и выявляем наиболее острые проблемы бизнеса, которые в подавляющем большинстве случаев, были вызваны не столько самим кризисом или изменением спроса или высокими процентными ставками банков, сколько стратегическими просчетами самой компании, высокой общей кредитной нагрузкой, проблемами управления и специфическими особенностями самих акционеров

После двух или трехдневной диагностики, мы даем простые и понятные ответы на вопросы что и как делать и как именно выжить компаниям и вернуть кредит банкам. Далеко не все компании спасаемы и мы это озвучиваем очень ясно после диагностики. Если компания спасаема и она, при определенных условиях и должной степени сотрудничества со стороны самих банков-кредиторов, может выплатить всю или значительную часть кредита за определенный период времени, то, обычно мы беремся за проект. Исключение составляют компании с непредсказуемыми акционерами, желающими остаться в бизнесе и поступить нечестно с банками и другими кредиторами.